savin_e: (2005_1)
[personal profile] savin_e
Не секрет, что философские тексты, в том числе и тексты по "философской психологии" понимаются с трудом. Отчасти это происходит от того, их авторы, даже когда опираются на вполне реальные, жизненные, эмпирические примеры, старательно эти примеры от читателя скрывают. Вот, к примеру, следующее рассуждение:

"Человек должен быть рассмотрен как объективно существующий, отношениями к которому определяются объективные свойства того, что с ним соотносится. Это означает решение вопроса о том, каким становится бытие объективно для человека с его появлением... Вселенная с появлением человека - это осознанная, осмысленная Вселенная, которая изменяется действиями в ней человека. Существует не только Вселенная как безотносительная к субъекту, осознающему ее человеку (человеку и его сознанию): чистая объективность и плюс субъект познания. Сама осознанная и осмысленная Вселенная, измененная или могущая быть измененной действиями в ней человека, есть объективный факт. Сама Вселенная - это уже не абстракция ее объективного бытия, она охватывает, включает в себя и человека, его сознание, его бытие в качестве осознанной, осмысленной объективированности. Таким образом, осознанность и деятельность выступают как новые способы существования в самой Вселенной, а не чуждая ей субъективность моего сознания" (С.Л.Рубинштейн "Человек и мир", введение к части II).

Вообще, при чтении, даже самом вдумчивом, этого абзаца все время остается ощущение какого-то ускользающего смысла. Что называется, "истина где-то рядом". Но вот, в воспоминаниях Л.И.Анциферовой я нашел очень любопытный пассаж, который проясняет происхождение мысли С.Л.Рубинштейна:

"Для творческой деятельности С.Л. Рубинштейна была характерна также его способность строить на основании более конкретных идей, относящихся к частным областям, очень высокие философские обобщения. Для него единичная идея сразу выступала как конкретизация общей закономерности. Вот, например, он работал над книгой Дж.Мида (1934 г. издания). Там у Мида в контексте концепции символического интеракционизма излагаются интересные мысли о том, что в результате возникновения живых существ в растительном мире проявились новые качества. У травы вдруг обнаружились качества ядовитости, вредности. Когда не было животных, не было существ, которые могли погибнуть от отравы, у растений этих качеств вроде бы и не было, хотя потенциально они в них содержались. Сергей Леонидович этот раздел книги Мида подчеркивал и помечал - я потом труд Мида изучала... Мысль Мида дала толчок к философской формуле: вместе с появлением человека на более высокий уровень поднимается все бытие... Когда нет человека, то в бытии нет качеств красоты, истины, справедливости и т.п. С позиций Рубинштейна, качество красоты - это не только то, что человек привносит, скажем, созерцая прекрасный цветок или изумительное по грации животное. Грация присуща самому животному. Но данное качество без наличия человека, у которого есть способности чувствовать красивое, никогда бы не появилось" (Артамонов В.И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М., 2003. С.246-247).

Так вот, если иметь в виду исходную метафору - "ядовитые растения" - то мысль Рубинштейна становится более чем понятна. "Осознанность и деятельность" в такой же степени являются характеристикой самого мира, как и "ядовитость" - характеристиками самих растений. Человек своей деятельностью, осознанием мира не привносит в него некие ранее не существовавшие в нем качества, но раскрывает их в самом мире (также, как животные не "привносят" качество ядовитости в сами растения). Ну и так далее.

Данный пример очень хорошо показывает, что даже самое наиабстрактнейшее дискурсивное философское мышление осуществляется с опорой на некоторые предметные модели. Раскручивая звенья своих абстрактных рассуждений философ имеет эти предметные модели, что называется, перед глазами, ощущает, переживает их. В качестве таких моделей может выступить и аналогия (как в приведенном случае), и какая-то вполне реальная жизненная ситуация. Постоянно удерживая их в своем сознании философ поддерживает связь с эмпирической реальностью. Но вот в чем беда. Оформив свои мысли в качестве законченного рассуждения, философ стыдливо оставляет за скобками изложения свои "умственные костыли", что, собственно, и создает барьер на пути понимания его рассуждений читателем.

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

April 2017

S M T W T F S
      1
2345678
91011 12131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2025 12:05 pm
Powered by Dreamwidth Studios